Оказавшись в фойе перед входом в зрительный зал, увидишь сбоку ресторанчик и остановишься перед альтернативой. Продолжить дальше движение согласно купленному билету или свернуть направо, перехватив для настроения рюмочку, другую? Перед вами не скудный театральный буфет, а богатейший на предложения ресторан — серьезный соблазн и конкурент.
В Доме литератора по адресу Фрунзе, 5 Камерный драматический театр Натальи Башевой ответственно и серьезно совместил эти два удовольствия, выпустив публику после спектакля откушавшей, навпечатлившейся, прослезившейся, посмеявшейся.
В этом секрет новой формы театрального искусства — иммерсивного шоу. Талантливая выдумщица и рисковый режиссер Башева приглашает на необычный спектакль. Это мистический триллер по роману Пауло Коэльо «Дьявол и сеньорита Прим».
Действие происходит в придуманном городе Берзден, где есть свой мэр, торговцы, хозяйка гостиницы, падре, обыватели, и все жители живут по правилам, установленным Ангелом и Дьяволом. Туда приходит незнакомец с предложением дать городу много золота за то, чтобы увидеть убийство невинного человека. На что решатся жители города, что скажет зритель, если иногда добро нельзя отличить от зла, а зло от добра? Именно им придется сказать последнее слово, проголосовать, бросив заранее выданные золотые фишки в черную или белую чашу. В этом городе Добро и Зло противостоят друг другу. У них есть лица, но отличить их невозможно. Мистические ночные привидения все время запутывают ситуацию. По ходу спектакля артисты будут добиваться полного погружения зрителей в действие. Нет границы между залом и сценой, между публикой и актерами. Все находятся внутри общего пространства, общаются, ходят по тропинкам, проложенным артистами, участвуют в развитии сюжета и помогают сделать выбор между Добром и Злом. Это спектакль клубного формата для достаточно продвинутых зрителей, потому что могут возникнуть непредвиденные ситуации, что вызовет у кого-то неадекватную реакцию.
Английское слово immersion переводится как «вовлечение». Вовлечение в любой незнакомый материал. Зритель на время становится частью другой реальности. Происходит игра с пространством. Это спектакль-путешествие. Он начинается на улице и дальше охватывает все трехэтажное здание. Кроме преображенного на время спектакля зрительного зала задействованы фойе, коридоры, балконы, внутренний дворик, ресторан с камином, подвалы, винтовые лестницы и т.д.
Перед всеми, кто пришел в Дом литератора открываются двери, за которыми ведутся тайные переговоры и решаются судьбы. Это нужно для того, чтобы пришедшие на спектакль включились в театральную игру и участвовали в процессе сотворчества. Конечно, это театр экспериментальный для достаточно продвинутых зрителей. Личное участие публики необходимо, чтобы не просто посмотреть на артистов, а поработать головой.
Сюда приходит публика тридцати-сорокалетнего возраста и исключительно парами, чтобы и посоветоваться, и поддержать друг друга. Напомню, что в основе действия произведение легендарного писателя-мистика, философа, которого волнует проблема того, что выходит за пределы обыденной реальности. Это просветление разума и чудо, вера и знание, прагматизм и романтика, рассудочность и интуиция, упорядоченность духа и экстаз, аскетизм и чувственность. Сам термин «мистика» часто употребляется в смысле религий, но между ними есть существенное различие и здесь, в спектакле, оно присутствует. Естественно, такой материал и такие проблемы в искусстве начинают волновать людей зрелого возраста. Им и адресован спектакль.
Спросите, причем здесь ресторан? Он тоже часть действа. Там покормят, дадут выпить. Предложат потанцевать или послушать музыку. Играет небольшой оркестр и работает бар (для тех, кому выпивки не хватило). Шутка. Практикуется свободное перемещение зрителей с одного места на другое. Одни могут сидеть за столом, другие разгадывать сюжет. Происходит игра в театр. Квест. Поиск.
В искусстве невозможно без эксперимента. Только он двигает любой творческий процесс. Иногда за эксперимент принимают что-то непохожее на что-то привычное, а на деле просто человек не владеет профессией. Опытный режиссер Наталья Башева создает первое иммерсивное шоу в нашей стране.
Люди в масках и шелковых плащах с капюшонами в количестве (вдумайтесь только!) сорок восемь человек непрерывно общаются со зрителями. Профессиональные каскадеры во внутреннем дворике будут изображать самых непослушных жителей иностранного городка Берзден. Стражи в плащах, с закрытыми лицами разделят публику на три группы и выдадут маски. Элита получит золотые. Богема — серебряные. Просто жители — маски бронзовые. Профессиональный телевизионный шоумен Артем Рыбакин никому не даст скучать. У каждой группе свои опекуны. Когда кто-то будет пить травяной чай за столиком ресторана, к ним подсядут жители города Берзден, станут знакомиться, предложат поговорить «за жизнь». Тема всего действа идет от избранного литературного материала — поиск опоры в жизни. Через игру. Артисты могут обратиться лично к вам в любой момент. Взять за руку, заговорить о личном, предложить булочку с лотка булочника, пригласить потанцевать под живой оркестр. Им важно, чтобы вы были тонким интеллектуалом и возраст желателен 18+, а лучше — тридцать, сорок лет, когда уже всерьез начинают волновать вопросы самореализации в этом мире. Что было, что будет.
Опытные специалисты оценят маркетинговые стратегии. Догадаются, что иммерсивное шоу — форма для привлечения внимания публики к новым опытам в театре. Хорошие актеры из разных театров и кино, а также студенты Академии искусств не разочаруют. Зрители, уверена, получат большое удовольствие.
Статья написана Татьяной Орловой.
Билеты: