logo
Выбрать период
Поиск на карте
Меню

Любовь к трём апельсинам. Самарский академический театр оперы и балета имени Д.Д.Шостаковича в рамках XIII Минского международного Рождественского оперного форума / The Love For Three Oranges

Чт 14.12.2023 19:00
Большой театр Беларуси / The Bolshoi Theatre of Belarus, Минск
Сергей Прокофьев
ЛЮБОВЬ К ТРЕМ АПЕЛЬСИНАМ
опера в 2 действиях
Рекомендуемый возраст 12+
Самарский академический театр оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича (Россия)
 

Дирижер-постановщик и музыкальный руководитель – Евгений Хохлов
Режиссер-постановщик Наталья Дыченко
Художник-постановщик – Елена Соловьёва
Художник по костюмам – Наталья Земалиндинова
Художник по свету – Евгений Ганзбург
Художник по компьютерной графике – Владимир Поротькин
Хормейстер-постановщик – Максим Пожидаев
Хореограф-постановщик – Павел Самохвалов
Ассистент режиссера – Наталья Беляева
 

Опера «Любовь к трём апельсинам»
Композитор Сергей Прокофьев (1891-1953)
Либретто Сергея Прокофьева по мотивам одноименной сказки (1761) Карло Гоцци (1720-1806) в обработке Всеволода Мейерхольда (1874-1940)
 

«Концерты быстро забываются, в то время как сочинения и в особенности опера, если она успешно поставлена и услышана тысячами людей во всем мире, – подобны памятнику» (Сергей Прокофьев).

Опера «Любовь к трём апельсинам» появилась во многом благодаря творческой дружбе Сергея Прокофьева и Всеволода Мейерхольда. Например, в 1918 году в режиссерской версии Мейерхольда в Петербурге прозвучала опера Прокофьева «Игрок». Тогда же Мейерхольд предложил композитору написать новую оперу по мотивам сказки Карла Гоцци. Ироничность этого сюжета были близки режиссеру (собственно, в 1914-1916 годах он издавал театральный журнал «Любовь к трем апельсинам», в первом номере которого опубликовал в соавторстве с В. Соловьевым и К. Вогаком сценическую версию этой сказки). Для Прокофьева сюжет «Апельсинов» был привлекателен своей сценичностью, оживленностью и яркостью.

Уехав за границу в Чикаго, Прокофьев должен был ставить «Игрока». Однако из-за Гражданской войны сообщение между Америкой и Советской Россией было нарушено, и получить партитуру из Петербурга было трудно. Проще было написать новую оперу, оттого сюжет, предложенный Мейерхольдом, оказался очень кстати. К тому времени, в Америке композитор посетил несколько оперетт, признаваясь, что «все это можно делать в сто раз лучше». Прокофьев признавался: «У меня даже явилось желание написать не оперетту, для этого у меня не хватило бы наглости, но легкую, живую, веселую оперу».

Так родились «Апельсины». Дирижер Чикагского театра, итальянец по происхождению, охотно поддержал Прокофьева, и год спустя в 1919 опера была готова. Однако для премьерного исполнения потребовалось свыше 200 репетиций, поэтому свет рампы «Любовь к трем апельсинам» увидела лишь в 1921 году. Это был эпохальный момент в истории. Впервые создателем либретто, композитором, а также дирижером и сценографом премьеры был один человек – Сергей Прокофьев!

Необычным шагом выглядело решение композитора поручить партии четырех главных персонажей мужчинам. Сам Прокофьев объяснял это так: «Гоцци, как известно, был неравнодушен к прекрасному полу. В его труппе были одни красавицы, и их внешность значила для него больше, чем актерское мастерство. Он прекрасно отдавал себе в этом отчет и поэтому имел в труппе четырех блестящих артистов-мужчин – ведь надо было сохранить репутацию театра и привлечь публику к спектаклю».

В целом сюжет оперы выстроен следующим образом. Главный герой, Принц, медленно погибает от черной меланхолии. Только смех может спасти его. Поэтому на праздник, устроенный по приказу Короля, приглашен Труффальдино – «человек, умеющий смешить». Из-за происков злой волшебницы, Фата Морганы, Принц и Труффальдино оказываются в пустыне, где они крадут три волшебные апельсина у великанши. В каждом апельсине живет принцесса. Одна из них, Нинетта, становится невестой Принца. Счастливые Принц, Нинелла и Труффальдино возвращаются в королевство к посрамлению зложелателей.

Отраженная в музыке стремительность действия, а также невероятные ситуации и забавные приключения нашли у публики восторженный отклик. После премьеры в Чикаго последовали постановки в Нью-Йорке и по всему миру. В 1926 году состоялась первая постановка «Любви к трем апельсинам» Ленинградском театре оперы и балета. Ставили спектакль ученик Мейерхольда Сергей Радлов (1892-1956) и Николай Фореггер (1892-1939) – впоследствии главный режиссер и художественный руководитель Куйбышевского (Самарского) оперного театра (1938-1939). Год спустя состоялась премьера в Большом театре, где среди исполнителей были звезды оперной сцены: Надежда Обухова (Кляриче) и Антонина Нежданова (Нинетта). Современники сравнивали «Апельсины» с «бокалом шампанского, который искрится и пенится», признавая смех «главным действующим лицом» этой оперы.

Юмористическую сторону спектакля отметил главный дирижер Самарского академического театра оперы и балета, дирижер-постановщик оперы Евгений Хохлов: «В спектакле много колдовства, нечисти, магии. Но сама опера исключительно позитивная, добрая. Она о том, что все неприятности можно преодолевать со смехом, что добро всегда побеждает зло, что верные друзья всегда выручат и придут на помощь».

Сам Прокофьев говорил, что «хотел написать сочинение, которое было бы создано как для глаз, так и для ушей». Интересно, что визуальный компонент был особенно подчеркнут критиками в самарской премьерной постановке оперы «Любовь к трем апельсинам» 2019 года: «Самая сильная сторона самарской постановки – визуальная. Сценограф Елена Соловьёва, художник по костюмам Наталья Земалиндинова, световик Евгений Ганзбург и художник по компьютерной графике Владимир Поротькин поработали на славу, взяв за основу художественный язык столетней давности – кубизм, футуризм и супрематизм вместе и вразнобой обживают сцену, создавая непередаваемую атмосферу торжества "прикольности"» (критик Александр Матусевич); «Спектакль развивается строго по канве либретто, но с изящным оммажем футуризму, который наверняка понравился бы Прокофьеву. Это костюмы - яркие, "оптимистичные", сделанные, в основном, в духе Малевича и его супрематических изысканий» (критик Мария Бабалова).

Спектакль вошёл в лонг-лист Российской национальной премии «Золотая маска»-2021 и получил премию «Онегин» за исполнение партии Труффальдино Анатолием Невдахом.

РазвернутьСвернуть
Мероприятие Дата / Время Место проведения Цена  
Любовь к трём апельсинам. Самарский академический театр оперы и балета имени Д.Д.Шостаковича в рамках XIII Минского международного Рождественского оперного форума / The Love For Three Oranges Чт 14.12.2023 19:00 Большой театр Беларуси / The Bolshoi Theatre of Belarus, Минск 40.00 - 245.00
Мероприятие Любовь к трём апельсинам. Самарский академический театр оперы и балета имени Д.Д.Шостаковича в рамках XIII Минского международного Рождественского оперного форума / The Love For Three Oranges
Дата / Время Чт 14.12.2023 19:00
Место проведения Большой театр Беларуси / The Bolshoi Theatre of Belarus, Минск
Цена 40.00 - 245.00
Информация о ценах
Гражданам и организациям, возвратившим билеты на мероприятия Большого театра Беларуси по своей инициативе, возмещается 75% их стоимости, причем возврат осуществляется не менее, чем за один календарный день до дня проведения этого мероприятия в кассах театра вне зависимости от места их приобретения в распечатанном виде.
 
Место проведения
Большой театр Беларуси / The Bolshoi Theatre of Belarus
пл.Парижской Коммуны, 1 Минск Беларусь
Организатор
Большой театр Беларуси
Большой театр Беларуси
Парижской коммуны,1 Минск 220029 Минская область
Рег. №: 191081322
Мероприятие Любовь к трём апельсинам. Самарский академический театр оперы и балета имени Д.Д.Шостаковича в рамках XIII Минского международного Рождественского оперного форума / The Love For Three Oranges
Дата / Время Чт 14.12.2023 19:00
Место проведения Большой театр Беларуси / The Bolshoi Theatre of Belarus, Минск
Цена 40.00 - 245.00
Другие даты Тот же организатор То же место проведения
Купить ''Иоланта''.ПРЕМЬЕРА в рамках XIII Минского международного Рождественского оперного форума / Iolanta ПопулярноеПопулярное''Иоланта''.ПРЕМЬЕРА в рамках XIII Минского международного Рождественского оперного форума / Iolanta Большой театр Беларуси / The Bolshoi Theatre of Belarus, Минск
Купить Искатели жемчуга. Государственный академический Большой театр оперы и балета имени Алишера Навои в рамках XIII Минского международного Рождественского оперного форума / Les Pêcheurs De Perles ПопулярноеПопулярноеИскатели жемчуга. Государственный академический Большой театр оперы и балета имени Алишера Навои в рамках XIII Минского международного Рождественского оперного форума / Les Pêcheurs De Perles Большой театр Беларуси / The Bolshoi Theatre of Belarus, Минск
Купить ''Севильский цирюльник''.ПРЕМЬЕРА в рамках XIII Минского международного Рождественского оперного форума / Il Barbiere di Siviglia ПопулярноеПопулярное''Севильский цирюльник''.ПРЕМЬЕРА в рамках XIII Минского международного Рождественского оперного форума / Il Barbiere di Siviglia Большой театр Беларуси / The Bolshoi Theatre of Belarus, Минск
Купить VIVA OPERA! ГАЛА-КОНЦЕРТ ЗВЕЗД ОПЕРНОЙ СЦЕНЫ в рамках XIII Минского международного Рождественского оперного форума / Gala Concert Of World Opera Stars ПопулярноеПопулярноеVIVA OPERA! ГАЛА-КОНЦЕРТ ЗВЕЗД ОПЕРНОЙ СЦЕНЫ в рамках XIII Минского международного Рождественского оперного форума / Gala Concert Of World Opera Stars Большой театр Беларуси / The Bolshoi Theatre of Belarus, Минск
По вашему запросу ничего не найдено
Загрузка...
Перезагрузить